Снегоходная обувь: не отморозь пятки!
C детского сада каждый знает: на морозе первыми мёрзнут кисти и стопы. Так уж устроен наш организм: при сильном «минусе» главный обогрев идёт на поддержание тепла во внутренних органах, а сосуды в конечностях неумолимо сужаются – отсюда и происходит их «мерзлявость». Именно поэтому каждый человек, которому приходится находиться длительное время на открытом воздухе в холодное время года, знает, насколько важен выбор зимней обуви. Пилоты снегоходов – самые быстрые люди на планете зимой, а ведь не будем забывать о том, что с каждой прибавившейся отметкой на спидометре будет становиться всё холоднее и холоднее, в том числе и ногам. Так что для катания на снегоходе очень важно надеть правильную пару обуви, или хорошо покататься не получится, а всю радость от встречи с зимней природой омрачат отмороженные конечности.
Итак, какой же должна быть правильная снегоходная обувь? Она должна обладать двумя главными свойствами: не дать ногам замёрзнуть – это во-первых, и защитить ногу при ударе – во вторых.
Тепловой комфорт ваших ног будет складываться из непродуваемости и непромокаемости сапогов для сноумобиля. Обувь может промокнуть как снаружи: от налипшего снега, так и изнутри – от того, что ноги вспотели. Чаще всего это случается после незапланированной физической активности: например – снегоход застрял, и вам пришлось его откапывать.
Почти во всей современной снегоходной обуви используются водонепроницаемые и дышащие (так называемые «климатические») мембраны. Они не пропустят к ногам попавшую снаружи влагу от растаявшего снега, позволяя при этом испарившемуся с поверхности кожи поту выходить наружу. Если сапоги - совсем бюджетные, и мембраны в них всё-таки нет, то за непромокаемость будет отвечать только верхний слой обуви, пропитанный водоотталкивающим составом.
Сейчас в снегоходной экипировке используется множество мембран с разными названиями и от разных производителей. Самая известной среди них по прежнему осстаётся GoreTex, она же была и первой появившейся. За долгое время, прошедшее с 1969 года – именно тогда и был изобретён гортекс, у него появилось множество конкурентов, превосходящих своего прародителя по стойчивости к влаге в жидком виде, проницаемости для пара и стойкости к истиранию.
Часто можно увидеть, что каждый снегоходный сапог состоит из двух частей: наружного сапога и внутреннего сапожка меньшего размера. Зачем нужна такая конструкция? Пользы от удвоения обуви на ногах – масса. Внутренний сапожок можно вынуть и быстро просушить. В зимнем лесу может случиться всякое, и сухие «внутренности» ваших снегоходных бот будут работать даже в том случае, если наружная «оболочка» насквозь мокрая. Волокнистый или вспененный материал внутреннего сапожка будет греть ногу, более того: в некоторых моделях cапог внутренние сапожки покрыты снаружи дополнительным теплоизолирующим фольгированным материалом, работающим как отражатель и не дающим теплу уйти наружу.
И, наконец, последний, но не самый малозначительный плюс внутренних сапожков – если у них есть собственная тонкая пластиковая подошва, то их иногда можно использовать как полноценную пару обуви. Например, когда по завершению поездки нужно дойти куда-то по холодному полу гаража, а переобуваться неохота.
Снегоходная обувь заметно различается по комфортной температуре: этот гипотетический показатель всегда обозначен на внутреннем ярлычке на подкладке сапог. Чем цифра больше – тем сильнее этот комплект подходит для туристического катания, когда в седле снегохода приходится проводить почти без движения долгие и долгие часы. Со «спортивными» ботинками другая история – если вы занимаетесь сноукроссом или фрирайдом, то ноги в излишне утеплённых сапогах вспотеют так, что не справится ни одна мембрана, даже самая совершенная.Обувь для туристических (утилитарных) и спортивных (горных) снегоходов различается и визуально. Если покрой первых – достаточно свободный (а нижняя часть представляет из себя резиновые галоши), то вторые плотно облегают ноги. Логично: дополнительная прослойка воздуха в «утилитарных» ботах будет работать, как теплоизолятор, а зачастую единственной защитой, которую вы найдёте на такой обуви, будет защита пальцев.
Со спортивными сапогами – другая история. Они должны надёжно уберечь ваш голеностопный сустав и его окрестности от удара и скручивания. Поэтому спортивные боты имеют гораздо более обширную по площади защиту (обычно – из вспененного полимера или резины), и в них почти всегда присутствует внутренний сапожок. Дело в том, что, плотно сидя в затянутом наружном ботинке, он образует с ним максимально жёсткую конструкцию и фиксирует голеностоп в продольном и боковом направлении. А при ударе внутренний сапожок рассеивает энергию удара, выполняя ту же самую работу, что пенопласт в мотоциклетных, снегоходных и квадроциклетных шлемах. И ещё один маленький лайфхак: не забудьте во время примерки поёрзать ногой – маленький сапожок ни в коем случае не должен скользить в большом.
Традиционно в снегоходной обуви в качестве застёжек используются шнурки. Проверьте их степень удобства: они должны быть быстрозатягивающимися (даже руками в перчатках), желательно - с центральным замком-«водолазиком». Сказать по правде, в последнее время шнурки всё сильнее и сильнее сдают свои позиции, всё чаще уступая место системам затяжки со стальными тросами в полимерной оболочке.
Ещё одна важная деталь, которой должны обладать классные снегоходные сапоги – это нескользящая на льду подошва. Способность обуви «прилипать» ко льду пригодится и в том числе, если подножки снегохода обледенели. Проверьте маркировку на подошве, а если вы не смогли разобраться с нанесёнными на неё символами, то обратитесь к продавцу-консультанту: он с удовольствием блеснёт своими знаниями в такой поистине узкой области человеческого знания, как высоко функциональная обувь для зимних райдеров.